Главная » Статьи » статьи о собаках |
ПРО ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКОВ Вейн Хантхаузен Давайте рассмотрим различные стадии развития щенка, выясним, на что следует обращать особое внимание на каждой из них, чтобы воспитать собаку наилучшим образом. Пренатальный период (до рождения) Окружающая среда оказывает влияние на щенка еще до его рождения. Состояние повышенного стресса у матери пагубно влияет на ее щенков. Стрессирования беременных самок следует избегать, особенно в последней трети беременности. Если же собака в ожидании потомства находится в доброжелательной дружеской обстановке, располагающей к приятному общению, то ее щенкам обеспечено нормальное эмоциональное развитие. Когда вы берете щенка у заводчика, обязательно поинтересуйтесь, в каких условиях жила его мать в период беременности. Периоды постнатального развития. Развитие индивидуального поведения у собак хорошо изучено, в нем можно четко выделить пять периодов: неонатальный, переходный, социализации и ювенильный, а затем взрослое состояние. В ранние периоды развития щенок очень восприимчив ко всему, что его окружает. Именно в это время даже минимальный опыт отзывается последующим максимальным эффектом. Наибольшей восприимчивостью щенки обладают в так называемые чувствительные периоды: неонатальный период (первые две недели жизни), переходный период (третья и четвертая недели жизни) и в период социализации (с четвертой по двенадцатую недели). Начало и завершение каждого периода не строго определено, а меняется в зависимости от индивидуальных особенностей животного. Сроки наступления того или иного периода могут несколько отличаться также у собак разных пород. Неонатальный период
Переходный период Примерно к концу второй недели жизни у щенков начинается переходный период развития нервной системы и поведения. Этот относительно быстрый период созревания органов чувств длится примерно две недели. В это время щенки из состояния полной зависимости от матери постепенно переходят к относительной самостоятельности. В слабо выраженной форме уже обнаруживаются особенности будущего взрослого поведения. Глаза и ушные проходы открываются, становится заметно, что щенок реагирует на звуки. К 16-му дню щенок может различать, откуда исходит звук, он начинает следовать за движущимся объектом, хотя зрение у него еще очень слабое. Развиваются рефлекторные и моторные способности, щенок начинает ходить. К концу переходного периода восприятие боли у щенка полностью сформировано. В это же время у щенка постепенно проявляются многие особенности поведения и эмоционального состояния, характерные для взрослых собак. Для развития щенка этого возраста очень полезно каждый день понемногу знакомить его со всеми проявлениями того, что его окружает. В поле зрения щенка должны находиться самые разные предметы, которые он может осмотреть, обнюхать, словом, исследовать. Это поможет развить ему остроту зрения и двигательные способности. Для развития слуха щенка полезно периодически негромко включать радио или телевизор, разговаривать в присутствии щенков. Период социализации
Подростковый период Этот период включает время жизни щенка от завершения периода социализации до начала полового созревания (между 6 и 12 месяцами). К этому моменту способность щенка к обучению развивается полностью, постепенно совершенствуются навыки общения и движения. Общая активность возрастает, большую часть времени щенок посвящает исследованиям. В начале полового созревания подростковый период завершается, и начинается взрослая жизнь. Некоторые собаки в это время проходят дополнительную стадию развития органов чувств, во время которой они особенно восприимчивы ко всему происходящему вокруг. Они стараются избегать всего неизвестного и неприятного. Такие животные кажутся менее общительными и, в той или иной степени, робкими. Необходимо тщательно следить за тем, как общается щенок, чтобы установить атмосферу доверия и поддержать желательные проявления социального поведения. Грубое наказание в это время, особенно провоцирующее агрессию, порожденную страхом, может непоправимо испортить характер животного. Влияние изоляции Если щенка в период социализации изолировать от других собак, то очень велика вероятность того, что во взрослом состоянии у него возникнут проблемы в общении со своими сородичами. Собака будет вести себя агрессивно в присутствии других собак или, наоборот, будет бояться их. Щенки, изолированные от других собак на ранней стадии развития, занимают подчиненное положение по отношению к ним, у них меньше опыта, они с трудом осваиваются в новой обстановке. Социальное поведение у них нарушено, они не умеют играть, очень часто агрессивнотрусливы, у них возникают затруднения при вязке. Отнимать щенка от матери раньше 7-недельного возраста нежелательно, потому что тогда щенки лишаются необходимого общения со своими однопометниками. Щенки, не имевшие в раннем возрасте достаточного общения с другими собаками, хуже вступают в контакт с животными другого вида, а также с человеком. Этот риск всегда присутствует при искусственном выкармливании осиротевших щенков. Щенки, полностью лишенные контакта с человеком в возрасте от 4 до 12 недель, боятся людей и их очень трудно воспитывать. Последствия такого лишения в редких случаях удается частично исправить, но чаще они полностью необратимы. Щенок, который мало общался с людьми до 12-недельного возраста и старше, обычно не может стать хорошим компаньоном. Такие собаки трусливы, агрессивны и плохо поддаются дрессировке. Они могут также проявлять излишнюю общую возбудимость и двигательную активность при одновременном стремлении избегать общения. Щенки, находившиеся в период социализации в обедненной окружающей среде, где знакомство с предметами и звуками было ограничено, плохо приспосабливаются к новым условиям и с трудом обучаются. (К такой обедненной среде можно отнести и городскую квартиру. Щенки которых долгое время не выводят на улицу в дальнейшем могут пугаться даже ветра и листьев на деревьях, не говоря уже об автомобилях и трамваях). Оптимальная социализация Для формирования у собаки нормального поведения необходимо, чтобы со щенячьего возраста она встречалась с большим числом самых разных людей в разных ситуациях. Социальную адаптацию необходимо проводить и по отношению к другим животным, однако делать это следует после того, как щенок пройдет курс вакцинации. Щенка лучше всего знакомить со здоровой привитой собакой, не зараженной экто- и эндопаразитами, которая не покидает своего участка и обладает общительным и дружелюбным характером. Очень важно, чтобы адаптация была проведена до того, как щенку исполнится 12-14 недель (до 3 мес), однако очень важно также, чтобы щенок продолжал знакомиться с окружающими в течение всего первого года жизни. Для правильного воспитания щенка очень полезно посещать с ним специальную группу на дрессировочной площадке. Щенка можно начинать обучать в домашних условиях с 8-недельного возраста (с 2 мес.), а посещать занятия в группе лучше после проведения вакцинации. По этому поводу желательно посоветоваться с ветеринарным врачом. Познание мира Поскольку щенки не появляются на свет с готовыми знаниями об окружающем их мире, наша задача познакомить их с ним, правильно их воспитать и добиться взаимопонимания. Щенок, который мало что видит вокруг себя, плохо ориентируется в новой ситуации, поэтому очень важно начать его воспитание с самого раннего возраста. Щенка необходимо познакомить с пылесосом и другими бытовыми приборами, автомобилями, мотоциклами, велосипедами и многим другим. Приучите щенка спокойно относится к осмотру ушей и зубов, чистке шерсти и стрижке когтей. Если вы заметите, что он очень боится чегото, то не настаивайте, лучше отложите знакомство с этим предметом на следующий раз и в более благоприятной обстановке. Для отвлечения щенка дайте ему лакомство. Постепенно щенок "дозреет" до того, чтобы спокойно воспринять то, что казалось ему страшным. Приучайте щенка (даже если он еще не выходит на улицу) спокойно относится к ошейнику и поводку. Никогда не утешайте и не хвалите испуганного щенка, потому что, таким образом, вы поощряете то, что пытаетесь устранить Запишите на магнитофон и воспроизведите те звуки, с которыми щенок не может познакомиться в вашем доме, но к которым он должен относиться спокойно. Раннее воспитание Не дожидайтесь, пока щенок вырастет, чтобы начать его воспитание. Маленький щенок очень быстро все воспринимает и, затягивая с обучением, вы только осложните в дальнейшем свою задачу. Лучше обучить его тому, что вам необходимо, чем дожидаться, когда начнется курс специальной дрессировки. При ежедневных занятиях потребуется совсем немного времени, чтобы обучить щенка основным командам, но очень важно, как вы будете проводить уроки. Обучение маленького щенка основным командам послушания имеет ряд важных преимуществ. Это поможет внушить ему, что вы - лидер, облегчит контроль над питомцем и отчасти послужит орудием социальной адаптации. Уроки социальной адаптации и воспитание щенка в первые три месяца жизни чрезвычайно важны. Вашему питомцу нужно не только правильное кормление и уход. Для того чтобы собака выросла здоровой как физически, так и психически, вы должны удовлетворять ее потребности в общении. | |||||
Просмотров: 4779 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |